Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Уроки Доброты в Томске!

7 октября 2009 года.

Школа № 54 г.Томска.

Младшие классы (7-10 лет).

Уроки доброты.

Дорогие горожане!

          Представляю вашему вниманию информацию к размышлению.

          Этот пост будет посвящен проблемам инклюзивного образования (включенное образование, при котором обычные дети обучаются вместе с детьми-инвалидами).

          На базе проекта «Инклюзия-ДИВО» при содействии ТРОД ДИВО были проведены уроки доброты по формированию позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями. Данные уроки были составлены проектной группой ТУСУРа Гуманитарного Факультета в рамках группового проектного обучения, темой которого является осуществление созднания благоприятных условий среды для внедрения инклюзии в ВУЗе.

          Существуют методические пособия по построению урока доброты, разработанные РООИ «Перспектива», пользуясь которым, можно составить собственный план занятия. Цель урока доброты – сформировать у детей позитивное отношение к инклюзивному образованию и людям с ограниченными возможностями здоровья. План урока представляет собой совмещение лекционного материала с элементами ролевых игровых упражнений. Урок начинается с вступления ведущего, который поясняет, на какую тему будет занятие. Затем дети рассказывают о собственном представлении людей с инвалидностью, после чего играют, представляют себя на месте ученика с ограниченными возможностями здоровья, предлагают свои варианты улучшения школы для создания инклюзивной среды. Урок длится 45 минут, и за это время дети узнают о том, что инвалиды – это в первую очередь такие же люди, как и все остальные, но имеющие особенности, и для обучения в школе вместе со всеми нуждаются в некоторых приспособлениях.

          Нами было проведено восемь уроков доброты в восьми классах младшего звена школы № 54. Общую оценку проведенной работы можно охарактеризовать как удовлетворительную. В ходе работы на уроке нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, о которых будет рассказано далее. 

          Большинству ребят проблема инвалидности была известна, но толком объяснить кто такие люди с ограниченными возможностями они не могли. Приходилось подводить их к ответу наводящими вопросами. В некоторых классах была замечена общая напряженная атмосфера, на разрядку которой уходила первая половина урока. Так же из негативных сторон, замеченных нами, можно отметить пониженный уровень культуры по отношению к инвалиду (в одном из классов, где обучался инвалид, его сосед по парте называл ребенка грубыми словами и относился к нему как к неодушевленному предмету).

          Лекционный материал, составленный нами (о различиях социального и медицинского подхода) по большей степени был детям интересен и воспринят достаточно хорошо. В конце урока во время обратной связи многие ученики отметили, что социальный подход более логичен для внедрения в образовательную систему, нежели медицинский. В некоторых классах был проведен сеанс шокотерапии по средствам приведения примером из реальной жизни молодых инвалидов города Томска. Многие ребята были удивлены сложностям, с которыми человеку с ограниченными возможностями приходится сталкиваться ежедневно, в связи с чем интерес к проводимому нами уроку возрос и остаток времени ребята не отвлекались на посторонние дела.

Детям было интересно участвовать в ролевых играх, во время которых им предлагалось ощутить те чувства, которые испытывает инвалид. К примеру, необходимо было при помощи поводыря пройти с закрытыми глазами по кабинету, найти какой-либо предмет и принести его к учительскому столу. Вживление в роль инвалида сподвигло детей к размышлениям на тему, как они будут помогать человеку с ограниченными возможностями на улице, в школе, в общественном месте. Некоторые ребята сравнивали свои ощущения во время нахождения в гипсе, при переломе или растяжении конечности с ощущениями ребенка-инвалида, которому приходится терпеть эти неудобства каждый день.

          В конце урока было предложено нарисовать школу будущего, которая была бы удобной для обычного человека и человека с особенностями в развитии. Многие ребята достаточно ответственно отнеслись к этой работе, и даже после звонка подходили к нам и комментировали те или иные приспособления, которые придумали для своей школы будущего. Например, ученица третьего класса предложила сделать стены овальными и мягкими, чтобы ученик мог опираться на них и не падать при передвижении. В этом же классе один мальчик придумал парашют, который опускал бы ребенка, передвигающегося при помощи коляски, на нижние этажи за короткое время, чтобы ученик не опоздал на урок. 

          Можно сказать, что с помощью проведенных уроков доброты мы постарались сформировать положительные стереотипы в отношении инвалидов среди детей, которым в дальнейшим это может пригодиться при взаимодействии с человеком с особенностями в развитии.

   

1. Школа будущего. Процесс работы над ней.




 



2. Дискуссия ребят на тему "Кто такие инвалиды?"




3. Лекция о подходах к социализации инвалидов в обществе.




4. Креатив на яву!




5. Каждый сам готов внести свой вклад в изменение среды к лучшему.




6. Раговоры с детьми.




7. Ребята активно работают и заинтересованы.




 

Как вы думаете, формирует ли данный вид мероприятий адекватное отношения к детям-инвалидам?

Что вы сами думаете об этой проблеме?

Как вы сами относитесь к людям с ограниченными возможностями?

Уместно ли внедрение инклюзивного образования (в средней школе и в высшей) в нашей стране или хотя бы в нашем родном городе?

   



Источник: личный опыт проведение уроков доброты

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

инвалиды инклюзия образование реальность студенты школа

 

Комментарии:

Wavy

"В конце урока во время обратной связи многие ученики отметили, что социальный подход более логичен для внедрения в образовательную систему, нежели медицинский." - какие умные дети..)
Я думаю, что это хорошая инициатива, сейчас очень много озлобленных детей...

Ответить

адекватное отношение к детям-инвалидам, и вообще к инвалидам, формирует семья, в начальной школе преподаватель, его личное отношение к данной проблеме. Настоящий инвалид - это не физически увечный ребенок, а духовно обделенный ублюдок, который глумится над инвалидами, если их нет, над очкариками, детьми с маленьким ростом, смешной фамилией, бедно/богато одетыми итд и тп.

Ответить

Samka

безусловно хорошее начинание, а по моему личному мнению, такие уроки надо проводить ещё и со многими родителями как настоящими, так и будущими...чтобы адекватное отношение к людям-инвалидам начинало складываться с детства, а не только со школы...

Ответить

только плюс подобным инициативам!

Ответить

Tolich

начинания хорошие, поддерживаю!
также согласен с Samka, что "уроки надо проводить ещё и со многими родителями как настоящими, так и будущими, чтобы адекватное отношение к людям-инвалидам начинало складываться с детства, а не только со школы..."

Ответить

ekra

Большое спасибо за ваши комментарии! И ваше отношение к этой проблеме!
В дальнейшем мы планируем проводить уроки доброты в ВУЗе.
если у кого есть какие-то идем, ждем их! Ваша помошь и поддержка, поможет многим ребятам-инвалидам, которым сложно обучаться в современной системе образования. Причем больше по психологическим причинам!

Ответить

грусть в том, что адаптировать нужно не инвалидов, а здоровых детей. и это - вина родителей. конечно, учить всех (если поврежден не мозг) нужно вместе, ведь мы живем вместе. ребенок должен знать, что в мире, где он живет, есть инвалиды, старики, малыши. не нужно создавать детям социальных вакуумов.

Ответить

snooozer

Инициатива неплохая. В Томске уже троллейбусы пилотные закупили с автоподъемниками для инвалидных кресел. Чот куда-то движется.

Ответить

Кто-нибудь общался сам с ребенком-инвалидом?
Не с тем у кого одна ножка короче другой или очки -12, а у кого ДЦП, или коррекция VII-VIII вида, когда ребенок действительно ущербен......
Все это красиво сказано, но на деле полный бред!
Дети безусловно должны воспитываться в лояльном отношении к детям-инвалидам, да и вообще инвалидам, но ни как не учиться с ними......

Ответить

не думаю, что речь идет о развитии умственных способностей. со мной в школе училась девочка, ходила с 2мя костылями, с трудом, проблемы с ногами, училась хорошо. дома была в инв кресле, весь день на костылях ей нельзя было. спускаться вниз мы ей помогали, до туалета - тоже. а главное - били всех, кто пытался посмеяться, даже старших. потому что наша была.и ничего, никто не чувствовал перенапряжения.

Ответить

а Вы видели, как порой поступают с ребенком в школе, если у него одна ножка короче другой? или нет одного глазика? или кисти руки? А ему отчаянно хочется быть "как все".

Ответить

Видела.... и в принципе можно создать условия, что бы это ребенок мог себя чувствовать комфортно, это не то увечье когда ребенка не возможно отстоять. Такие дети находят друзей, и за частую еще и лидерами становятся. В таких случаях можно хоть как то повлиять на среду и обстоятельства.
Но когда ребенок инвалид в прямом смысле этого слова.... это издевательство и над ребенком и над теми кто вынужден быть рядом. Я за домашнее обучение, или за специализированные школы, что бы в классе все детки были такие, и у них не было проблем с которыми они сталкнуться в обычной школе.

Ответить

так об этом и речь)))) две хорошие знакомые - инвалиды. ФИЗИЧЕСКИЕ. одна закончила школу с золотой медалью. мозг цел. в какую специализированную школу Вы бы ее отправили? а в обычной - ох, девченкам досталось.

Ответить

ekra

Два года я работала в лагере с детьми инвалидами. Там не то, как вы говорите ножка короче другой, там все сложнее. Смогли бы вы прожить с человек в условиях без горячей воды, отопления, еды магазинной и прочей урбанистической фигни?
Это сложно, я понимаю вас. Но у нас получилось. Была мотивация.

Ответить

это всё хорошо и красиво, но был только один урок. реальность не всегда такова. вот другой пример, обычная Томская школа, начальный класс, ребёнок заболел, перенёс операцию и теперь не может контролировать (простите) калоиспускание. родители категорически против домашнего обучения (даже временого), памперс тоже одевать не хотят (мальчик большой), мальчик действительно большой, всё понимает и бьёт одноклассников, которые ближе, чем на метр к нему не подходят.
а вообще говорить о "первой ласточке" более чем странно.
с психическими и физическими отклонениями дети учатся в любой школе. справка о необходимости индивидуального обучения будет лежать в личном деле, и если родители считают, что ребёнок будет учится в обычной школе, то он будет там учится. иногда это хорошо, иногда нет.

Ответить

ekra

Согласна с вами. Адекватное отношение и будет таким. Но ведь возможно изменить ситуацию, как вы думаете?

Ответить

Pernuel

Ребята, в нынешней школе ты можешь быть просто немного полным, и тебя уже будут гнобить - жирный(ая), дети вообще народ жестокий, так что об учебе вместе - это, скорее, сюжет слезливого голивудского кино, но не наша действительность, к сожалению...

Ответить

вина родителей и учителей

Ответить

так об этом и разговор. проблема нескольго шире, чем отношение к инвалидам. скорее: "отношение к тем, кто хоть немного выходит за жесткие рамки общепринятых стандартов". и я порой просто поражаюсь равнодушию учителей и родителей.

Ответить

Парижанка

Прочитала этот пост и честно говоря в первый момент подумала.Россия превзойдет скоро все развитые промышленные страны и в том числе такие как Германия, в которой уже 21 год живу.(Взгляд со стороны. Хотя многие многим недоволъны. Но Москва не сразу строиласъ. А за 20 лет достигнуто уже оченъ много). Потому как не смотря на то, что деръмократия например в Германии уже более 70 лет. Такие проекты как внедрение детей не толъко с физическими отклонениями, но и умственными позитивно отразятъся как на детях нормалъных, так на детях с отклонениями в развитии как умственном, так и физическом. Во всяком случае с прошлого года стали здесъ в школах практицироватъ учебный процесс с вовлечением детей болъных синдромом "Дауна". И потом - мы все ходим под богом. И достачно случитъся аварии, чтобы остатъся до конца жизни инвалидом.

Ответить

Парижанка

Как вы думаете, формирует ли данный вид мероприятий адекватное отношения к детям-инвалидам? Да
Что вы сами думаете об этой проблеме?
Дети, воспитывающиеся в социуме, где все доступно и где должно все соответствоватъ определенным стандартам, прививаемым из ИМИ - воспитываются в мире оторванном от реалъности. Так материалъные ценности довлеют над духовными. И такие проекты помогают детям хотя бы немного опуститъся на землю и видетъ воочию, что мы все разные. Мы должны бытъ разными. Имеем на это право.
Как вы сами относитесь к людям с ограниченными возможностями? Ну у моей подруги дочъ аутистка. Причем моя подруга, знала, что родитъся ребенок с умственными отклонениями. И как человек верующий - она католичка. Осознанно к этому шла. И должна сказатъ девочка оченъ позитивна. Столъко радости, сколъко может даритъ этот ребенок - от нормалъного человека иногда не увидишъ.

Ответить

Моя мать так поступила, и я считаю что она ДУРА. Всегда осуждала и буду осуждать не нормальных мамаш которые зная что родят больного ребенка идут на этот шаг и рожают неполноценных детей или откровенного говоря уродов....

Ответить

ekra

каждое мнение достойно своего места. думаю, что чаще проблема в самом человеке и в его восприятии. индивидуальность может проявляться в разных вещах. физиология порой мало, что значит.
спасибо вам за комментарий.

Ответить

D`anna

Тематичные сегодня посты: http://gorod.tomsk.ru/index-1257309119.php
"если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень."

Ответить

Согласна подписаться под каждым словом. Но, действительно, нужно регулярно и в каждой школе проводить подобные занятия, чтобы добиться пусть даже и маленького результата - чтобы хоть один ребенок в классе задумался и, увидев на улице беспомощного человека (инвалида, пожилого, плохо себя чувствующего), именно УВИДЕЛ его, а не пробежал равнодушно мимо; и только после этого правильно смог помочь человеку.
По поводу комментариев выше:
во-первых, нужно четко отдавать себе отчет, о ком именно идет речь(инвалиды, как и все люди, - довольно разношерстная компания; никто не собирается садить за одну парту детей с синдромом Дауна и массовых школьников; т.е. нужно уточнить терминологию);
а во-вторых, дети, обучающиеся в специализированных учреждениях, но имеющие психофизическую возможность получать образование в массовой школе, выходят из данных "специальных" школ социально абсолютно неадаптированными. Именно в ихсрде часто появляются преступники. Ведь их общество отвергает, для них нет рабочих мест, они "не такие"! Так, от кого же общество так рьяно их защищает? От нас самих?!

Ответить

ekra

по сути мы все инвалиды. разница лишь в том, что мы под этим понимаем.

Ответить

Kra$$otka

Урок был не один.проводились они параллельно в нескольких классах. И на самом деле отношение детей меняется на глазах!
Думаю, это вполне действенный метод изменения общественного мнения, ведь эти дети вырастут и сами станут родителями, которые своимдетям не скажут, что инвалид-урод.Именно этим и важны такие уроки доброты и вообще концепция инклюзии. Мы живем в настоящем, но надо бы и о будущем думать. Общественное мнение не меняется за 5 мин.

Ответить


Человек, который просто не понимает о чем говорит...
Если спросить людей, которыепроводили уроки доброты, о сложившихся впечатлениях, то они скажут что дети не понимают этого... Если вы девушка можете жить в своих иллюзиях, то простите, это не к месту... Дети которые готовы просто кричать на право и на лево, что у них в классе ИНВАЛИД, то извините они просто этого не понимают... Чтобы понять как изменяется мнение детей, нужно быть на этом уроке...
Уже элементарная этика отсутствует на протяжении 100 лет в нашем обществе в отношении инвалидов... Изменять нужно действенно... Это был первый шаг... Дальше будут второй и третий, а потом и десятый... Написать курсовую проще, обложившись книжками и ресурсами интернета, чем просто элементарно задуматься о здоровье, нет даже, о элементарных чувствах этих людей... Если нет простых отношений с инвалидами, то нет и простых взглядов на проблему... ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ СМОТРЯТ НА ИНВАЛИДОВ, КАК НА ПРОКЛЯТЫХ! в том числе и вы...

Ответить

Ни один нормальный человек не скажет, что инвалид - урод! Уроки доброты - капля в море. Инвалидность бывает разная. Некоторым просто не успеть, к сожалению, за обычными детьми! Это оправдание подлых действий по ликвидации спецшкол и разграбления зданий, им принадлежащих!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! О детях не думают!!! Возле дома разогнали школу для инвалидов по зрению. Огромная база спец.книг и фонотека, превосходные специалисты. Удобства для слабовидящих и слепых детей!Моему возмущению нет предела!!! Задело за живое!!!

Ответить

ТЕ, КТО ПОЗИТИВНО К ЭТОМУ ОТНОСЯТСЯ, ПРОСТО НЕ В ТЕМЕ!!! К сожалению, я знаю о чём говорю...

Ответить

ekra

можешь пояснить то, о чем вы говорите? пишиье в лс. мне интересно ваще мнение.

Ответить

Ethaniel

Ставлю + и отвечаю на вопросы:
1 да
2 нужно с малых лет воспитывать толерантное отношение к инвалидам
3 нормально
4 уместно

Ответить

ychenik

интересно, а до этих уроков детям было не жалко инвалидов?

Ответить

Doll-Perian

Жалость убивает, сами должны же знать:) Поэтому жалеть инвалидов - бред. Им помогать надо, а не жалеть. Жалеть можно собачку с перебитыми ножками возле туалета в Болотном:)))

Ответить

ekra

думаю, многим было все равно)

Ответить

Doll-Perian

Двум автобусам с детьми класса эдак пятого было весело, они столпились словно в зоопарке)

Ответить

если бы я была там, взрослым, которые находились с детьми, пришлось бы не сладко. у Вас нет своих детей, Вам это не интересно, Вы - равнодушный обыватель.

Ответить

Doll-Perian

Вы мне своей шуткой жизнь продливаете:)))
Может, Вам на эстраду податься?)

Ответить

Doll-Perian

Ах да:)
1 - Именно такой - нет, слишком мало, эти дети потом пойдут домой и где-нибудь в тёмной подворотне черемов изобьют сверстника, не давшего денег на сигареты:) А потом будут с умным видом говорить, как они жалеют инвалидов:)
2 - Проблем нету, ибо самого образования нету:)
3 - Как к людям с ограниченными возможностями. Если вдруг постановят, что они равны обычным людям - перестану дверь придерживать - фигли, равноправие же, пусть сами держат)))
4 - На данном этапе развития образовательной инфраструктуры - нет. Сначала для большинства сделайте приемлимые условия:)

Ответить

ekra

бла-бла-бла)
все мы люди, иногда даже тебе место хочется уступить)
но во много ты прав. самого платцдарма нет для действий.

Ответить

Doll-Perian

Моё бла-бла-бла честнее, я же не прикрываюсь им, изображая действия:)
А некоторые из вашей группы этим только и живут:)))))

Ответить

ekra

я какбэ это и сказала. изображать можно роль, а с действиями другая проблема)

Ответить

Авторы и апологеты таких инициатив люди далеко не глупые,
и прекрасно понимают, какую реакцию это вызывет у большенства людей, которые(кто бы мог подумать) заняты выживанием в этой стране.
Но инициаторы упорно этого не замечают.
Так, что всё это бред изначально.
Не надо фарисействовать господарищи.

Ответить

ekra

простите, но я немного не поняла вас. Вы имеете ввиду, что инициаторы (то есть я и мои коллеги) не замечают реакции общества на проблему инвалидности в целом и инклюзии в частности?
Бредом вы называете само проведение таких уроков? То есть имеете в виду, что это не эффективно? Если оценивать данный вид мероприятий как единственно возможный , то я с вами согласна. Общественное мнение за минуту не делается.
Буду признательна вам, если вы поясните свое сообщение.

Ответить

имеет смысл, господа! подумайте не об инвалидах, а о здоровых детях, которые впоследствие станут полноценными членами общества. Инвалид - это слабый человек! Давайте бить, крушить, топтать всех слабых, всех, кто отличается от нормы, давайте как в Спарте сбрасывать таких людей со скалы! Где гарантия у Вас, что сегодня-завтра Вы не попадете в аварию, что с Вашего подбородка не будет капать слюна а сами Вы не сможете сходить в туалет без посторонней помощи? А дети на улице будут ржать над Вами?!

Ответить

уроки доброты - это работа со ЗДОРОВЫМИ физически детьми, хоть небольшая, но коррекция восприятия ими того, что считается нормой и отклонением. В любом случае учить доброму, внимательному отношению - это правильно! Проще всего сказать: инфраструктура не подготовлена. Но дети рождаются, растут, живут в социуме, часть из них неполноценны - так всегда было и так всегда будет. И плевать им на инфраструктуру. И НУЖНО учить ребенка быть добрее.

Ответить

Doll-Perian

Как может человек, от соседнего комментария которого просто сквозит ненавистью, ратовать за обучение ребёнка добру?:)

Ответить

может) добро - это ненависть ко злу.

Ответить

ychenik

кто это вам сказал?:)

Ответить

ychenik

убивать то можно и с холодной головой:)

Ответить

Doll-Perian

Мы не про убийство, мы про ненависть ко злу со стороны армии добра)))

Ответить

Kra$$otka

Развели отвратительную демагогию.
Здесь просто нужно выразить свое мнение, а не переходить на личности.

Ответить

Эти уроки нужны!!! Я за! И не для того чтобы жалеть! не путайте толерантность с жалостью, а чтобы понять и уважать так же как остальных членов общества...
Алиса +
"уроки доброты - это работа со ЗДОРОВЫМИ физически детьми, хоть небольшая, но коррекция восприятия ими того, что считается нормой и отклонением" - просто написано в резкой форме, зато сразу понятно стало))

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.